Русский язык и литература
ПАМЯТКА № 1.
/Как писать сжатое изложение./
- Как слушать текст первый раз? — во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание ( во время чтения текста ничего не писать);
— определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем написан текст;
— мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан). - Как работать в перерыве после первого чтения текста? — первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:
Опорное слово
Опорное слово
Опорное слово;
— придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле;
— схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи ; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена ), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию. - Как слушать текст во второй раз? — На этом этапе необходимо конкретизировать первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания текста, разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем тексте;
— далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления и соотнести ее со своей схемой;
— необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости свои слова на уровне авторского замысла. - Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме: — проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
— соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений;
— сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические ) — проверить черновик не менее двух раз. - Написать чистовик изложения и вновь проверить не менее двух раз.
/Как написать сочинение — рассуждение на лингвистическую тему/
- В соответствии с темой вопроса написать небольшое вступление в одном из трех вариантов: — О пунктуации как правописном разделе русского языка, в котором изучаются знаки препинания, без которых нельзя обходиться в письменной речи;
— О системе знаков препинания , в которой насчитывается 17 условных знаков ;
— Об основных знаках препинания - Начиная основную часть , можно повторить вопрос темы, чтобы потом на него отвечать .Можно отвечать сразу, для чего необходимо сформулировать ответ, который в тоже время будет тезисом , показывающим общее назначение знаков препинания , связанное с правильным восприятием и пониманием написанного текста.
- Далее необходимо привести 2-а аргумента, соответствующих тезису и говорящих о разных функциях знаков препинания. Для введения, выделения и разграничения аргументов желательно пользоваться вводными словами «во – первых» и «во – вторых». Аргументы могут быть связаны с точным употреблением знаков препинания, не очень точным применением знаков препинания, с неправильным применением и с отсутствием знаков препинания. Чтобы проиллюстрировать ошибочные случаи, можно предположить, в каком предложении это произойдет и как это приведет к неправильному пониманию смысла написанного.
- Найти в исходном тексте примеры к каждому из аргументов и указать номера предложений из текста или процитировать их (примеры не из данного текста приведут к снижению балла).
- Сделать вывод исходя из тезиса: — о точной передаче информации важной для любого серьезного дела ;
— о точности употребления знаков препинания, которая ведет к улучшению письменного общения ;
— о выражении разных смыслов сообщения;
— о выражении разных эмоций с помощью знаков препинания, что улучшает или ухудшает настроение текста. - Написать заключение в соответствии со вступлением, о том, что нужно знать и другие особенности оформления письменной речи.
- Сочинение необходимо сначала выполнить на черновике, хорошо проверить его, а затем переписать в чистовик и проверить не менее двух раз.
/ Как написать сочинение на свободную тему/
- Написать заголовок (в черновике) и все сочинение-рассуждение строить в соответствии с ним.
- Для вступления найти подходящую фразу из изложения.
- Немного сказать о герое эпизода, опираясь на важные слова о нем из заданий А1 – А4 теста, при этом не пересказывая текст.
- Отразить позицию автора по отношению к герою, указать на языковые средства выразительности.
- Передать свое мнение о герое, взяв в качестве тезиса тему сочинения – рассуждения.
- Привести два примера — аргумента для доказательства выдвинутого тезиса (желательно с привлечением вводных слов « во-первых» и « во-вторых»).
- Сделать вывод в соответствии с тезисом по формуле «…если, …то», который может совпасть с заключением.
- Проверить черновик два раза, переписать сочинение на чистовик и проверить не менее двух раз.
- Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний;
- Сведения, полученные одновременно с помощью и зрения, и слуха, лучше запоминаются;
- Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель;
- Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично;
- Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит, запоминает лучше;
- Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:
Упражнения по русскому языку. Повышенный уровень