Русский язык и литература

Памятки по русскому языку
ПАМЯТКА № 1.
/Как писать сжатое изложение./

  1. Как слушать текст первый раз? — во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание ( во время чтения текста ничего не писать);
    — определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем написан текст;
    — мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан).
  2. Как работать в перерыве после первого чтения текста? — первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:
    Опорное слово
    Опорное слово
    Опорное слово;
    — придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле;
    — схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи ; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена ), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.
  3. Как слушать текст во второй раз? — На этом этапе необходимо конкретизировать первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания текста, разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем тексте;
    — далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления и соотнести ее со своей схемой;
    — необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
  4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме: — проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
    — соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений;
    — сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические ) — проверить черновик не менее двух раз.
  5. Написать чистовик изложения и вновь проверить не менее двух раз.

ПАМЯТКА № 2.
/Как написать сочинение — рассуждение на лингвистическую тему/
Необходимо ответить на вопрос аргументировано, выполнив при этом определенные требования.

  1. В соответствии с темой вопроса написать небольшое вступление в одном из трех вариантов: — О пунктуации как правописном разделе русского языка, в котором изучаются знаки препинания, без которых нельзя обходиться в письменной речи;
    — О системе знаков препинания , в которой насчитывается 17 условных знаков ;
    — Об основных знаках препинания
  2. Начиная основную часть , можно повторить вопрос темы, чтобы потом на него отвечать .Можно отвечать сразу, для чего необходимо сформулировать ответ, который в тоже время будет тезисом , показывающим общее назначение знаков препинания , связанное с правильным восприятием и пониманием написанного текста.
  3. Далее необходимо привести 2-а аргумента, соответствующих тезису и говорящих о разных функциях знаков препинания. Для введения, выделения и разграничения аргументов желательно пользоваться вводными словами «во – первых» и «во – вторых». Аргументы могут быть связаны с точным употреблением знаков препинания, не очень точным применением знаков препинания, с неправильным применением и с отсутствием знаков препинания. Чтобы проиллюстрировать ошибочные случаи, можно предположить, в каком предложении это произойдет и как это приведет к неправильному пониманию смысла написанного.
  4. Найти в исходном тексте примеры к каждому из аргументов и указать номера предложений из текста или процитировать их (примеры не из данного текста приведут к снижению балла).
  5. Сделать вывод исходя из тезиса: — о точной передаче информации важной для любого серьезного дела ;
    — о точности употребления знаков препинания, которая ведет к улучшению письменного общения ;
    — о выражении разных смыслов сообщения;
    — о выражении разных эмоций с помощью знаков препинания, что улучшает или ухудшает настроение текста.
  6. Написать заключение в соответствии со вступлением, о том, что нужно знать и другие особенности оформления письменной речи.
  7. Сочинение необходимо сначала выполнить на черновике, хорошо проверить его, а затем переписать в чистовик и проверить не менее двух раз.

ПАМЯТКА № 3.
/ Как написать сочинение на свободную тему/

  1. Написать заголовок (в черновике) и все сочинение-рассуждение строить в соответствии с ним.
  2. Для вступления найти подходящую фразу из изложения.
  3. Немного сказать о герое эпизода, опираясь на важные слова о нем из заданий А1 – А4 теста, при этом не пересказывая текст.
  4. Отразить позицию автора по отношению к герою, указать на языковые средства выразительности.
  5. Передать свое мнение о герое, взяв в качестве тезиса тему сочинения – рассуждения.
  6. Привести два примера — аргумента для доказательства выдвинутого тезиса (желательно с привлечением вводных слов « во-первых» и « во-вторых»).
  7. Сделать вывод в соответствии с тезисом по формуле «…если, …то», который может совпасть с заключением.
  8. Проверить черновик два раза, переписать сочинение на чистовик и проверить не менее двух раз.

Как слушать учителя на уроке

  1. Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний;
  2. Сведения, полученные одновременно с помощью и зрения, и слуха, лучше запоминаются;
  3. Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель;
  4. Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично;
  5. Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит, запоминает лучше;
  6. Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.

 

ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:

Упражнения по русскому языку. Повышенный уровень