География

Типовые планы описания географических объектов и инструкции по организации работы с различными источниками географической информации

Правила работы с контурной картой

1. Прежде, чем обозначить  и подписать нужный объект на контурной карте, найдите его на карте учебного атласа или стенной карте, определите, на каком материке (в каком океане) расположен объект, в какой его части, где находится нужный объект относительно других географических объектов и градусной сетки, какие примерно его координаты. При работе с контурной картой обязательно пользуйтесь учебным пособием.
2. Обозначайте объект общепринятыми или другими условными знаками: горы – пунктирной или сплошной коричневой линией (по направлению простирания горных хребтов), равнины, бассейны рек – замкнутой линией (контур низменности – зеленой, возвышенности – желтой, плоскогорья – коричневой, водоразделы бассейнов рек  — синей линией; закрашивать контуры не рекомендуется, при желании их можно заштриховать линиями соответствующего цвета), действующие вулканы – красной звездочкой, города – маленькими кружочками (пунсонами) или точками, отметки высот и глубин – точками, границы государств – красной пунктирной линией, полезные ископаемые – общепринятыми знаками.
3. Названия объектов, занимающих большие площади, подписываются внутри изображения (внутри контуров), горы – по направлению простирания хребтов, реки – вдоль течения, города, вершины – от их местоположения вдоль параллели.
4. Географические объекты, занимающие небольшое место на карте, названия которых неудобно или невозможно расположить на ней, обозначайте цифрой, расшифровку которой дайте в легенде контурной карты.
5. Названия объектов подписывайте аккуратно. Используйте шрифты, близкие тем, что использованы в картах учебного атласа. Обычно подписи выполняются простым карандашом, чтобы иметь возможность в случае ошибки исправить их.
6. Обозначенные на контурной карте объекты и явления при необходимости расшифруйте в легенде карты (для этого на контурных картах имеется место под названием «Условные знаки»). Легенду оформите так, чтобы с ее помощью можно было быстро найти и узнать объекты, изображенные на карте.

Общие правила пользования картой

1. Прочитать название карты.
2. Ознакомиться с легендой карты: выяснить, какие географические объекты и явления показаны на карте, каково условное изображение, каковы единицы измерения приняты для выражения количественных показателей.
3. Найти обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
4. По картографической сетке уяснить, в каких показателях дана оцифровка градусной сетки.
5. Ознакомиться с масштабом карты. Определить степень уменьшения.
6. Выяснить, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (врезки, графики, диаграммы, рисунки, фотографии).
7. Читая текст учебника, карты атласа, найти выделенные в тексте учебника названия географических объектов на карте, сопоставить с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Анализ диаграмм

1. Прочитать заголовок диаграммы. Установите, что она рассматривает.
2.Посмотрите и запомните, в каких единицах выражены показатели диаграммы, к какому периоду они относятся.
3. рассмотрите, как показатели изображены и записаны.
4. Что дается в столбцах и строках диаграммы? Прочитайте и запомните, что взято для сопоставления друг с другом.

Анализ графиков

1. Прочитайте заголовок графика.
2. Уясните, что показывается на нем по горизонтальной линии, на какие отрезки (интервалы) это линия делится.
3. Запомните, что показывается на графике по вертикальному направлению в виде кривой линии.
4. Сделайте вывод.

Анализ иллюстраций

1. Общее зрительное восприятие содержания (указание на изображенный объект или явление).
2. Связь изображения и карты (выяснение местоположения на земной поверхности).
3. Выделение основных частей изображения и определение последовательности описания.
4. Описание каждой части изображения (особенности, признаки, свойства).
5. Выяснение причин образования или изменения изображенных объектов и явлений.
6. Целостное описание (характеристика) изображенного на основе связей между отдельными частями, анализа их взаимного расположения.
7. Выявление особенностей воздействия человека на природную среду (относительно изображения).

Анализ тематической карты

1. Прочитайте название карты.
2. Установите, к какому виду относится карта по охвату территории и содержанию.
3. Найдите масштаб карты. Установите, к какому типу карт по масштабу относится рассматриваемая карта.
4. Изучите легенду карты. Определите, какие способы изображения объектов и явлений использованы на данной карте.
5. С помощью легенды определите содержание карты.

Анализ иллюстраций учебника

1. Прочитайте заглавие.
2. Рассмотрите иллюстрацию в целом.
3. Выделите детали, рассмотрите каждую из них.
4. Установите связь между элементами.
5. Составьте общее представление об объекте.

План сравнения географических объектов

1. Определите цели сравнения географических объектов.
2. Отберите признаки для сравнения.
3. установите черты сходства и различия.
4. Объясните черты сходства и различия.
5. Сделайте выводы.