Нормативное правовое обеспечение
Основа нормативно-правового регулирования в сфере образования
Конституция Республики Беларусь
15 марта 1994 года N 2875-XII
(с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 , 27.02.2022 )
Статьи 49, 50 Конституции
Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.
Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)
Система образования включает:
• систему дошкольного образования,
• систему общего среднего образования,
• систему профессионально-технического образования,
• систему среднего специального образования,
• систему высшего образования,
• систему послевузовского образования,
• систему дополнительного образования детей и молодежи,
• систему дополнительного образования взрослых,
• систему специального образования
• ОБРАЗОВАНИЕ — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося
• ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей
• ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося
• Образовательные отношения — общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ …
Субъекты образовательных отношений:
· обучающиеся,
· законные представители несовершеннолетних обучающихся,
· педагогические работники,
· учреждения образования
Объекты образовательных отношений — знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся.
Компоненты системы образования согласно Кодексу об образовании:
• участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
• образовательные программы;
• учреждения и организации образования;
• государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
• учебно-методические объединения в сфере образования;
• организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
• организации — заказчики кадров;
• организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
• государственные органы
Основание возникновения образовательных отношений
• договор
• когда заключение договора не требуется — решение его руководителя о приеме (зачислении) лица в учреждение образования
Каждый имеет право обращаться для получения образования в любое учреждение образования.
Прием лиц в учреждение образования осуществляется в рамках предельной численности обучающихся, в соответствии с контрольными цифрами приема, с учетом требований СанНПиГН
Прекращение образовательных отношений
Образовательные отношения прекращаются:
· в связи с получением образования;
досрочно:
· по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося (в случае перевода обучающегося в другое учреждение; по собственному желанию);
· по инициативе учреждения образования (неуспеваемости по трем и более учебным предметам – кроме начального и базового образования; не прохождения итоговой аттестации без уважительных причин; длительного отсутствия без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года; систематического (повторного в течение учебного года) неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания);
· по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося, учреждения образования (ликвидации учреждения образования; реорганизации учреждения образования; вступления в законную силу приговора суда, которым обучающийся осужден к наказанию, исключающему продолжение получения образования; смерти обучающегося)
(основание — решение руководителя учреждения образования об отчислении)
Кодекс об образовании
• обучающийся — лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы
• учащийся — лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, или образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
• получение образования — освоение содержания образовательной программы, в случаях, предусмотренных Кодексом, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении
• педагогические работники — лица, которые осуществляют педагогическую деятельность
• учреждение образования — юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности
тип — учреждение общего среднего образования
вид:
• начальная школа;
• базовая школа;
• средняя школа;
• вечерняя школа;
• гимназия;
• гимназия-интернат;
• лицей;
• специализированный лицей;
• суворовское училище;
• кадетское училище;
• школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• санаторная школа-интернат;
• учебно-педагогический комплекс;
• межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации;
• межшкольный центр допризывной подготовки
Права учреждений образования
• осуществлять образовательную деятельность;
• формировать структуру и штатное расписание;
• осуществлять приносящую доходы деятельность;
• участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
• осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности;
• входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.
УО обязано обеспечить:
• качество образования;
• разработку и утверждение структурных элементов научно-методического обеспечения, его совершенствование;
• подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
• материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными СанНПиГН;
• создание безопасных условий;
• разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка;
• моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников;
• меры социальной защиты обучающихся;
• создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся;
• участие в формировании контрольных цифр приема;
• ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию — и с учебно-программной документацией;
• патронат лиц с ОПФР в течение 2 лет после получения образования в соответствии с Положением о патронате лиц с ОПФР;
• содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования
Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)
Управление учреждением общего среднего образования
Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
Непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель.
Основным органом самоуправления учреждения общего среднего образования является совет, возглавляемый его руководителем.
В учреждении создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.
Руководитель учреждения образования
В соответствии с Кодексом об образовании:
· действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;
· издает приказы;
· заключает договоры;
· выдает доверенности;
· открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
· осуществляет прием и увольнение работников;
· утверждает их должностные инструкции.
В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования
• возглавляет учреждение, руководит его работой, обеспечивает взаимодействие с заинтересованными;
• несет ответственность за результаты работы учреждения;
• действует от имени учреждения без доверенности, представляет её во всех организациях;
• в рамках своей компетенции издает приказы и даёт указания, обязательные для всех работников и учащихся;
• принимает на работу и увольняет педагогических и иных работников, заключает с ними трудовые договора, применяет к ним меры поощрения, дисциплинарного взыскания;
• утверждает структуру и штатное расписание учреждения в рамках средств, выделенных на оплату труда;
• организует работу учреждения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений, осуществлению административных процедур;
• осуществляет личный приём граждан и представителей юридических лиц.
Кодекс об образовании
Законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители.
Имеют право на:
• ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
• участие в управлении учреждением образования;
• защиту прав и законных интересов обучающихся;
• ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
• получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
обязаны:
• обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
• уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
• выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
• основание для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности – дисциплинарный проступок – противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования
• к дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста 14 лет, а обучающийся из числа лиц с ОПФР — 17 лет
• меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление
К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.
Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)
Раздел VIII
Общее среднее образование
Общее среднее образование
• общее среднее образование — уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личностиучащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь,навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования
• уровень основного образования — завершенный цикл освоения содержания образовательной программы основного образования
• ступень образования — завершенный этап обучения и воспитания на одном из уровней основного образования:
• I ступень — начальное образование (I — IV классы) – 4 года;
• II ступень — базовое образование (V — IX классы) – 5 лет;
• III ступень — среднее образование (X — XI классы, в вечерних школах — X — XII классы, вечерние классы — X — XII классы) – 2 (3) года;
• I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
• I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование
• образовательная программа — совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования
Образовательные программы основного образования (реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование);образовательные программы дополнительного образования (реализация которых позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых); образовательные программы специального образования (реализация которых позволяет получить специальное образование) включают в себя содержание(образовательный стандарт и научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное(кадровое и материально-техническое) обеспечение.
Законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители
право на:
• ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
• участие в управлении учреждением образования;
• защиту прав и законных интересов обучающихся;
• ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
• получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся
обязаны:
• обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
• уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
• выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся
Организация образовательного процесса
Может быть организован:
• в учреждениях образования;
• на дому; в организациях здравоохранения; в санаторно-курортных и оздоровительных организациях
Организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня
Общая продолжительность каникул — не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее 37 календарных дней (летние — не менее 12 календарных недель, для учащихся IX классов — не менее 10)
• Организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающейпятидневную учебную неделю и 1 день неделидля проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации
Организация образовательного процессаосуществляется в соответствии с Кодексом, положением о соответствующем типе учреждения образования или его виде, учебно-программной документацией… и включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу обучающихся, аттестацию обучающихся
Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)
Основные требования к организации образовательного процесса:
• обеспечение качества образования;
• компетентностный подход;
• охрана здоровья обучающихся;
• соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;
• соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
• создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
• создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
• обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;
• педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;
• создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Формы организации образовательного процесса
• основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам
• дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд
• факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования
• стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся
• поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования
Документы об образовании и обучении
• свидетельство об общем базовом образовании (в т.ч. с отличием);
• аттестат об общем среднем образовании (в т.ч. особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью)
• свидетельство о специальном образовании;
• свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи;
• справка об обучении
Цель воспитания — формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося
Задачи воспитания:
• формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
• подготовка к самостоятельной жизни и труду;
• формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
• овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
• формирование культуры семейных отношений;
• создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося
Требования к воспитанию:
• соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
• системность и единство педагогических требований;
• преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
• создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности
Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)
Раздел XVI
• Поддержка детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания
• Статья 280 — 5. Признание детей находящимися в социально опасном положении осуществляется в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
• Статья 281- Государственная политика по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.
• 1. Государственная политика по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, и детей, нуждающихся в оздоровлении, — система социальных, правовых и иных мер, устанавливаемых государством и направленных на создание оптимальных условий для активизации созидательной деятельности детей, их самореализации и укрепления здоровья.
• 2. Государственная политика по поддержке детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, — система социальных, правовых и иных мер, устанавливаемых государством и направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих попаданию несовершеннолетних в обстановку, представляющую опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающую требованиям к их воспитанию или содержанию, либо повлекших совершение несовершеннолетними преступлений или иных антиобщественных действий, а также на реабилитацию несовершеннолетних, попавших в социально опасное положение, и несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
• Статья 282 — Выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляются в соответствии с законодательством
Статья 283 — 5. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, определяет цели, задачи, формы и методы работы по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и направлена на социальную реабилитацию детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение защиты их прав и законных интересов.